29.05.2011

Вопиющие в пустыне?

Автор: admin

Сотрудники федеральных особо охраняемых территорий (ООПТ) Иркутской области направили обращение к Президенту РФ, генеральному прокурору и правительству. Они крайне обеспокоены судьбой отечественных заповедников и национальных парков.

В конце 2010 г. в Государственную Думу был передан для прохождения второго чтения законопроект, содержащий поправки к действующему закону об ООПТ. Он содержит целый ряд положений, резко ослабляющих их природоохранный режим. В частности, предлагаемые поправки позволяют: преобразовывать заповедники в национальные парки,  создавать туристическую инфраструктуру в биосферных заповедниках, строить любые объекты в национальных парках (включая их заповедные зоны) по разрешению Правительства РФ, изменять границы заповедников, изымать земли национальных парков. Кроме того, крупные чиновники все чаще говорят о том, что в ООПТ необходимо разрешить добычу полезных ископаемых «по современным технологиям» и «без ущерба для окружающей среды». 

По своим негативным последствиям планируемые законодательные новации сравнимы с разгромами  заповедников, осуществленными И.В. Сталиным (1951 г.) и Н.С. Хрущевым (1961 г.). В 2011 году мы отмечаем 95-летний юбилей российской заповедной системы, а также, вероятно, её третий погром. Вышеназванные поправки несут огромные коррупционные риски, позволяют крупному бизнесу и коррумпированным чиновникам по своему усмотрению менять границы ООПТ, резко ослаблять их охранный режим, и в результате — застраивать наиболее привлекательные территории туристическими (возможно и не только) объектами.

Происходит  целенаправленная трансформация федеральных  ООПТ из природоохранных – в коммерческие предприятия. Делается это под прикрытием разговоров о развитии «экологического туризма». Выступления в СМИ министра МПР Ю. Трутнева и директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Р. Гизатулина свидетельствуют о намерении усиленно развивать рекреационную инфраструктуру и деятельность  на территории не только национальных парков, но и заповедников. Известно, что в 2011 г. МПР планирует отработать схему развития познавательного туризма на 7 «пилотных» заповедниках, среди которых и Байкало-Ленский. Вероятно, будут строиться визит-центры, гостиницы и сопутствующие им сооружения, оборудованные тропы,  дороги, причалы.

По мнению специалистов, эти объекты (за исключением визит-центров, экологических троп) следует размещать вблизи заповедников, но не в их границах. Приносимые ими доходы должны поступать, прежде всего, в местные бюджеты. Недопустимо уникальные природные участки национальных парков превращать в зоны туристической застройки, принося в жертву интересам туристического бизнеса, местных и московских чиновников. На примере Прибайкальского национального парка (ПНП) видны их аппетиты. В частности, проект «Схемы территориального планирования центральной экологической зоны Байкальской природной территории» предполагает строительство ЛЭП по красивейшим диким байкальским берегам ПНП, по местообитаниям краснокнижных растений и животных (статья В. Рябцева «Ну, за экологию!», Восточно-Сибирская правда, 15 февраля 2011 г.). Там, где появляется  ЛЭП (естественно и дороги), как грибы начинают строиться турбазы, гостиницы и пр. Вышеупомянутые поправки к закону дадут «зеленый свет» уничтожению дикой природы в границах национальных парков.

Публикации  сотрудников иркутских ООПТ (С. Бунтовская «Заповедник или турпродукт?», Заповедное Братство», 2010 г.,  №8; В.Рябцев «Экологические мифы», Восточно-Сибирская правда, 1 февраля 2011 г.) разъясняют, к каким последствиям приведет создание рекреационной структуры и развитие этой деятельности в заповедниках. При нынешнем  уровне доходов большинства россиян, отсутствии государственной системы экологического воспитания и пропаганды, т.н. «экологический туризм в ООПТ» будет представлять собой комплекс развлечений «на природе» для состоятельной прослойки наших граждан, а также вип-гостей.  Посещать заповедники будут в основном люди, не имеющие даже зачатков экологической культуры, но усвоившие, что деньги, высокие должности и связи, позволяют в России делать все, что пожелаешь.  В отличие от МПР РФ, Украина демонстрирует совершенно иной уровень понимания данной проблемы и заботы о своей природе: туризм на территории украинских ООПТ недавно был запрещен, разрешена лишь экскурсионная деятельность (экскурсанты пребывают на территории ООПТ лишь несколько часов).

       Реакцией на готовящийся законопроект стали многочисленные обращения общественных организаций и отдельных граждан.  Они получили письма одинакового содержания от директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Р. Гизатулина, из которых следует, что МПР поддерживает поправки к закону и настаивает на их скорейшем принятии. В целом, этот ответ не содержит ни одного значимого контрдовода, он лишь усиливает тревогу за судьбу заповедников и национальных парков.

     Кроме того, он ясно показывает, что нынешнее руководство вышеназванного Департамента является проводником политики «коммерциализации» заповедников и национальных парков, осуществляемой в интересах бизнеса и чиновничества. Р. Гизатулин, не имеющий ни соответствующего образования, ни опыта природоохранной работы, за 2 года своей деятельности на посту директора департамента успел заменить значительную часть директоров российских заповедников  и национальных парков. По  надуманным поводам, либо вовсе без объяснений увольняя профессионалов, много лет охранявших природу, ставя на их место людей, не имевших какого-либо отношения к ООПТ. Среди них есть проштрафившиеся чиновники, бывший командир подводной лодки, главврач, юристы и т.п. Большинство новых директоров-дилетантов объединяет одна черта —  они  успешные бизнесменами, владельцы собственных фирм. Мы не обладаем полной информацией, но из  СМИ и личного общения, знаем, что к таким новым  «эффективным менеджерам» следует причислить, директоров национальных парков Куршская Коса и Прибайкальский, заповедников — Приокско-Террасный, Байкало-Ленский, Дагестанский, Курильский, Северо-Осетинский. В первую очередь идет замена директоров тех ООПТ, которые после законодательных поправок станут особо привлекательными для крупного бизнеса.

    И конечно – для коррумпированных чиновников. Показателен факт задержания следователями Республики Бурятия в сентябре 2010 г. при получении крупной взятки зам. директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологии МПР России Михаила Травкина, директора ФГУ «Прибайкальский национальный парк» (г. Иркутск) Олега Апанасика, и.о. директора ФГУ «Забайкальский национальный парк» Александра Бекетова. Возбуждено уголовное дело (по п. «в» и «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ). М. Травкин на время следствия был отстранен от выполнения служебных обязанностей, О. Апанасик продолжает руководить коллективом из почти 200 человек. А. Бекетов пошел на сотрудничество со следствием, О.Апанасик – нет. Первый из них вскоре перестал исполнять обязанности директора, второй — не только сохранил должность, но получил в полном объеме зарплату за время, проведенное под арестом и под подпиской о невыезде из Улан-Удэ (примерно 1,5 месяца), впоследствии – премию, а недавно почти две недели находился в служебной командировке в США. Иначе как глумлением МПР над декларируемой «борьбой с коррупцией» всё это не назовешь.

       О новой политике МПР, мы получили наглядное представление на примере деятельности директоров Прибайкальского национального парка О. Апанасика и Байкало-Ленского заповедника А. Солдатова. В последние месяцы ими проводится откровенное «выдавливание» опытных квалифицированных специалистов, привлечение и расстановка «своих» людей, без природоохранных опыта и знаний, но с большими амбициями и желанием крупно заработать. В центральной конторе ПНП лишь за последний месяц появилось четыре таких новых «кадра». Остающихся сотрудников стараются «согнуть в бараний рог», сделать из них безропотных исполнителей, основные усилия которых будут направляться отнюдь не на эффективную охрану территорий, экопросвещение и экологический мониторинг. Для борьбы с неугодными директора сейчас имеют все условия – возможность менять по собственному усмотрению штатное расписание, по-царски премировать, либо наоборот держать подчиненных на «голодном пайке».

        «Уважаемый Дмитрий Анатольевич, — обращаются сотрудники ООПТ к президенту, — просим Вас предотвратить деградацию системы ООПТ России. Нельзя принимать предлагаемые поправки к закону об ООПТ, закрывать глаза на кадровую политику, проводимую Департаментом гос. политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологии МПР, отдавать коллективы заповедников и национальных парков на милость бизнесу и коррупционерам. Пора создать специальный орган исполнительной власти по особо охраняемым природным территориям, не связанный с МПР!»